Социальные партнеры ЮФО подтвердили необходимость роста заработных плат и развития социального партнёрства
- От : Admin
- Категории : Соцпартнёрство
Вопросы создания новых рабочих мест для трудоустройства молодёжи, граждан предпенсионного и пенсионного возраста, повышения заработной платы работников бюджетной сферы, развития социального партнёрства в Южном федеральном округе были рассмотрены на недавнем заседании Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Южного Федерального Округа.
Заседание, прошедшее в онлайн формате, провел секретарь ФНПР – представитель ФНПР в ЮФО Дмитрий Чуйков.
С приветственным словом к участникам обратился вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей по труду и социальной политике Виктор Черепов.
По основным вопросам повестки дня на заседании выступили начальник управления министерства труда и социальной защиты Республики Крым Инна Должикова, заместитель исполнительного директора Координационного совета организаций РСПП в ЮФО Ольга Полунина, вице-президент Союза работодателей Ростовской области Виктор Нетесанов, председатель Севастопольского объединения организаций профсоюзов Вадим Богачев, начальник управления по труду министерства труда и социального развития Ростовской области Галина Лощун, вице-президент регионального объединения работодателей Астраханского союза промышленников и предпринимателей Алексей Резников, министр социального развития и труда Астраханской области Олег Петелин.
Одним из основных вопросов повестки стало обсуждение состояния социального партнёрства в Южном Федеральном Округе. С соответствующим докладом выступил председатель СООП Вадим Богачев.
Он подчеркнул, что 15 ноября 2021 года исполняется 30 лет со дня легализации социального партнерства в сфере труда в России, которая произошла благодаря указу Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». В целом опыт работы регионов округа по развитию социально-трудовых отношений в 2020 – 2021 годах показал, что несмотря на сложную обстановку, сторонам социального партнёрства удаётся контролировать процессы, однако, имеют место и проблемы, на которые необходимо обратить самое пристальное внимание.
В частности, отмечается слабый уровень развития социального партнерства на отраслевом уровне, где часто отсутствует как региональный орган работодателей, так и территориальный. Отсутствие на муниципальном уровне и в отраслях экономики представительных объединений работодателей приводит к снижению эффективности влияния отраслевых и территориальных соглашений. Не всегда сторона органов исполнительной власти с пониманием относится к созданию трёхсторонней комиссии и заключению трёхстороннего соглашения. Здесь трудовые коллективы вынуждены пользоваться отраслевыми соглашениями, заключенными на федеральном уровне, и трёхсторонними соглашениями на региональном и территориальном уровнях.
Например, существуют очевидные сложности в определении сторон социального партнёрства в отдельных бюджетных отраслях, прежде всего в сфере деятельности профсоюза государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, где по объективным причинам практически невозможно создать единую комиссию по регулированию социально-трудовых отношений и заключить единое трёхстороннее соглашение на всю отрасль в целом.
Не во всех регионах достигнута практика обязательного согласования сторонами социального партнерства разрабатываемых проектов законов и других нормативных актов в сфере труда. Например, в Ростовской области отсутствует практика согласования позиций сторон Областной трёхсторонней комиссии при разработке и обсуждении проектов областных законов, нормативных правовых актов органов исполнительной власти Ростовской области в социально-трудовой сфере.
Профсоюзной стороной Трёхсторонней комиссии ЮФО было предложено:
- в каждом регионе провести мониторинг деятельности всех звеньев системы социального партнерства и на его основе осуществить комплекс мероприятий по упорядочению и совершенствованию региональной системы социального партнерства, обратив особое внимание на социальное партнерство на отраслевом уровне;
- считать необходимым утверждение (через решения РТК) рекомендаций по имплементации отдельных норм Трудового кодекса РФ в коллективные договоры, в частности типового механизма установления порядка индексации заработной платы, так как механизм, устанавливаемый на локальном уровне, или неработающий и малоэффективный, или отсутствует совсем;
- рекомендовать главам муниципальных образований рассмотреть вопрос о выделении ставки (части ставки) для специалиста в области регулирования социального партнерства в сфере труда или возложения данной функции на одного из штатных работников;
- считать необходимым развивать трёхстороннее сотрудничество в муниципальных образованиях, своевременно заключать коллективные договоры и соглашения, не допуская уклонения от ведения коллективных переговоров;
- предложить региональным трёхсторонним комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений рассмотреть возможность принятия решения о закреплении в региональных трёхсторонних соглашениях:
* обязательств работодателей по обеспечению реализации прав работников на участие в управлении организацией и привлечению для участия в заседаниях коллегиальных органов управления организацией представителей профсоюзных организаций с правом совещательного голоса;
* обязательств органов исполнительной и законодательной власти по согласованию позиций сторон региональной трехсторонней комиссии при разработке и (или) обсуждении проектов региональных законов, нормативных правовых актов органов исполнительной власти региона в трудовой сфере;
- продолжить работу по присоединению организаций, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса, расположенных на территории муниципальных образований, к территориальным соглашениям о социальном партнерстве;
- продолжить создание первичных профсоюзных организаций в организациях малого и среднего бизнеса;
- организовать проведение семинаров по развитию коллективно-договорного регулирования в рамках системы социального партнерства, а также проводить обучение, подготовку и переподготовку персонала по вопросам труда, коллективного регулирования трудовых отношений и урегулирования коллективных трудовых споров;
- систематически освещать в различных средствах массовой информации деятельности не только региональных трёхсторонних комиссий, но и других звеньев системы социального партнерства.
Указанные предложения были одобрены сторонами.
Кроме того, в соответствии с решением ТК ЮФО, стороны профсоюзов и работодателей субъектов ЮФО договорились содействовать реализации мероприятий, направленных на повышение заработной платы работников бюджетной сферы. Социальные партнеры продолжат работу по созданию безопасных условий труда на рабочих местах для молодежи и граждан предпенсионного и пенсионного возраста, выполнение рекомендаций Роспотребнадзора по действиям работодателей при принятии решении о проведении профилактических прививок.
Профобъединениям, территориальным организациям профсоюзов, координационным советам организаций профсоюзов рекомендовано информировать работодателей о необходимости создания временных рабочих мест для организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14-18 лет, молодежи и граждан предпенсионного возраста по направлению центров занятости населения.
Также было принято решение обратиться в Федерацию независимых профсоюзов России с предложением разработать универсальный макет коллективного договора и направить его в профсоюзные организации, входящие в структуру ФНПР.
Стороны договорились разработать единые рекомендации по проведению индексации заработной платы в регионах ЮФО.
Будет также рассмотрена возможность инициирования принятия законодательного акта по обязательному заключению коллективных договоров на всех предприятиях и в организациях.
Следующее заседание Трехсторонней комиссии ЮФО намечено в первом полугодии 2022 года.
Информация подготовлена с использованием материалов пресс-центра ФПРО и представительства ФНПР в ЮФО
Комментариев нет