Деятельность






7 ОКТЯБРЯ - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ДЕЙСТВИЙ ПРОФСОЮЗОВ «ЗА ДОСТОЙНЫЙ ТРУД!»



7 октября профсоюзы в более чем 130 странах традиционно отмечают Всемирный день действий «За достойный труд!» , выражая солидарность с трудящимися и мировым профдвижением в отстаивании прав на достойную заработную плату, обеспеченную старость и гарантированный безопасный труд . Впервые понятие достойного труда было озвучено в докладе Генерального директора Международной организации труда Х.А.Сомавиа на 87 - й сессии МОТ, и в 1999 году была представлена Программа достойного труда. А двенадцать лет спустя это понятие прочно утвердилось в качестве приоритетной цели для национальной политики в разных странах мира, стало предметом многих научных исследований и дискуссий, закреплено в ряде Конвенций и Деклараций МОТ. Идея единого дня действий профсоюзов была высказана и обсуждена в ходе учредительного конгресса Международной конфедерации профсоюзов (МКП) в 2006 году. На третьем заседании Генерального совета МКП в декабре 2007 года было утверждено, что Всемирный день действий «За достойный труд!» будет ежегодно, начиная с 2008 года, проводиться 7 октября в странах, профцентры которых являются членами МКП. Главной целью Всемир ного дня действий признано оказание поддержки со стороны международного профсоюзного движения концепции Достойного труда, разработанной Международной организацией труда на основе Программы целей тысячелетия ООН и утвержденной в качестве приоритета ее деятельности в 21-м веке. Массовые шествия и демонстрации, организованные профсоюзами, стали «визитной карточкой» Всемирного дня действий за достойный труд во многих странах. За девять лет со дня учреждения 7 октября как Всемирного дня действий «За достойный труд!» десятки миллионов человек приняли участие в многочисленных акциях в поддержку профсоюзных прав. Международная организация труда определяет понятие «достойный труд» как «производительный труд в условиях свободы, справедливости, безопасности и достоинства человека труда», подразумевает соблюдение международно-признанных норм и принципов в сфере труда, расширение масштабов социальной защиты для всех работников, усиление вза имодействия государственных органов, организаций работодателей и работников и социального диалога в решении основных социально-экономических проблем.

2 В последнее время всё чаще говорится о значении соблюдения на рабочих местах экологических нормативов, повышении социальной ответственности работодателей за создание подобных условий, а также о значении законодат ельного закрепления норм достойного труда. Безопасный, высокопроизводительный, хорошо организованный и,естественно, предусматривающий высокую и справедливую оплату труда это тот идеал, к которому стремятся профессиональные союзы всего мира. Концепция достойного труда разрабатывается уже более двух десятилетий. За это время было проведено много исследований этой темы в разных странах и с разных точек зрения. Тем не менее, основные принципы достойного труда, озвученные впервые на 87-й сессии МОТ, остались неизменными. В последние годы правительства многих стран мира, под давлением организованных, массовых акций протеста наемных работников, вынуждены были приступить к разработке программ достойного труда совместно с организациями работодателей и профсоюзами. Однако на сегодняшний день в России не принято никаких программных документов по реализации принципов достойного труда. Профсоюзы России разработали свои Стандарты достойного труда. Они основаны,прежде всего,на Концепции достойного труда МОТ и Программе ФНПР «Достойный труд–основа благосостояния человека и развития страны», принятой на VII съезде.Впервые Стандарты были рассмотрены на конференции по достойному труду , организованной МОТ и ФНПР, которая состоялась в Москве в декабре 2012 года . По итогам конференции была подписана программа сотрудничества между РФ и МОТ на 2013

- 2016 годы. Документ подписали министр труда Максим Топилин, председатель ФНПР Михаил Шмаков, гендиректор МОТ Гай Райдер и президент РСПП Александр Шохин.

Основная цель Программы

– развитие социального диалога между профсоюзами, работодателями и правительствами стран для обеспечения Достойного труда в условиях современных экономических и социальных вызовов.

Основные приоритеты сотрудничества:

— расширение возможностей занятости и создание качественных рабочих мест;

— обеспечение безопасных условий труда и расширение социальной защиты;

— продвижение международных трудовых норм и укрепление социального диалога. 3

ОСНОВНЫЕ СТАНДАРТЫ Д ОСТОЙНОГО ТРУДА В РО ССИИ, ЗА КОТОРЫЕ ВЫСТУПАЮТ ПРОФСОЮЗЫ:

Заработная плата Какой должна быть : должна обеспечивать экономическую свободу работающему человеку и его семье.

Что нужно сделать :

1. Установить минимальный размер оплаты труда на уровне восстановительного потребительского бюджета.

2. Установить минимальную тарифную ставку (минимальный оклад) на уровне не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

3. Определить уровень оплаты труда в соответствии с квалификацией работника, сложностью, количеством, качеством и условиями труда.

4. Обеспечить равную оплату за труд равной ценности без какой - либо дискриминации.

5. Установить обязательную систему нормирования труда.

Занятость Какой должна быть:

на предприятиях и в организациях должна быть максимально возможная занятость , обеспечивающая рациональное использование знаний, умений и навыков работника, достойную заработную плату, возможность профессионального роста и повышение квалификации, мотивацию работников к труду, грамотную организацию труда и отдыха работника, безопасные условия труда.

Что нужно сделать:

1. Организовать рабочее место, оснащенное современным оборудованием и технологиями, отвечающее безопасным условиям труда, обеспечивающее стабильную занятость и достойную заработную плату работнику в соответствии с уровнем его квалификации.

2. Обеспечить полную занятость населения (наличие рабочих мест в достаточном количестве для желающего трудиться трудоспособного населения страны, практическое отсутствие продолжительной безработицы, возможность предоставить желающим трудиться рабочие места, соответствующие образованию, опыту работы).

4 3. Гарантировать стабильную занятость населения (стандартная занятость по трудовому договору с неограниченным сроком действия, заключенному с одним работодателем и предусматривающему защиту от необоснованного увольнения; занятость, обеспечивающая работнику достаточный доход, исключающий необходимость искать дополнительный заработок).

4. Обеспечить востребованность граждан Российской Федерации на рынке труда (востребованность молодежи на рынке труда; оптимизация привлечения иностранной рабочей силы; обеспечение непрерывного профессионального развития работника).

5. Создать достойный уровень жизни безработных граждан: внести изменения в нормативную правовую базу РФ в части установления размера социального базового пособия по безработице на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения, механизмов и сроков его индексации.

Социальное партнерство Каким должно быть:

эффективное социальное партнерство — система взаимоотношений работников, их представителей, работодателей, их представителей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, позволяющая учитывать и согласовывать в равной и справедливой степени интересы каждой из сторон и обеспечивающая стабильное социально - экономическое развитие страны.

Что нужно сделать:

1. Принять проекты законодательных актов и иных нормативных правовых актов в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений на основе согласованной позиции всех сторон социального партнерства.

2 . Обеспечить обязательность решения основополагающих (ключевых) проблем в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений через коллективные договоры и соглашения.

3. Гарантировать обязательность выполнения коллективных договоров и соглаше ний.

4. Добиться обязательности распространения соглашения на каждого работодателя.

5. Создать эффективную систему разрешения коллективных трудовых споров.

6. Добиться реального участия профсоюзов в управлении организацией.

Профсоюзы страны, поддерживают предпринимаемые Президентом и Правительством Российской Федерации меры, направленные на решение ряда 5 социальных проблем. Но, вместе с тем, считают, что государственная политика в сфере повышения доходов населения малоэффективна, норма закона о равенствем инимального размера оплаты труда прожиточному минимуму до настоящего времени носит декларативный характер. Несмотря на неоднократные требования профсоюзов прожиточный минимум рассчитывается как стандарт выживающего потребления, без учета необходимых затрат на медицинское обслуживание, образование, приобретение жилья и т.д. В настоящее время не решен вопрос о доведении минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения. На 1 января 2014 года в России МРОТ установлен в размере 5554 рубля, что составляет 66,5% размера прогнозного значения прожиточного минимума трудоспособного населения в 2014 году. Изменения, внесенные в трудовой Кодекс, привели к тому, что МРОТ не является гарантией минимального вознаграждения за тру д, так как в него включены компенсационные, стимулирующие и другие выплаты. Сегодня рынок труда в России нестабилен. Все большее распространение получают незащищенные формы занятости. Происходит сдвиг от постоянной занятости к временной, от полной – к неполной, от работы в штате организации – к работе вне штата. Растет и число неформально занятых. До сих пор не урегулированы вопросы с трудящимися мигрантами. По оценке миграционной службы, сегодня в России трудится 8 миллионов нелегальных мигрантов, которые снижают цену труда в стране. Социальное партнерство – реальный механизм взаимовыгодного сотрудничества работодателей, власти и профсоюзов по решению всех вопросов в сфере труда. В процессе конструктивного социального диалога можно найти оптимальные решения проблем экономического роста и повышения уровня и качества жизни населения. Процесс внедрения стандартов достойного труда должен осуществляться на принципах совместного участия и соблюдения взаимных интересов всех заинтересованных сторон социального партнерства, безусловного выполнения взятых на себя обязательств










Федерация Независимых Профсоюзов России  Правительство г.Севастополя   Главное Управление пенсионного фонда г.Севастополя   Государственая инспекция по труду г.Севастополя   Московская Федерация Профсоюзов   Волгоградский областной Совет профсоюзов  Федерация профсоюзов Свердловской области