Путин увеличивает пособие по безработице в 3 раза, профсоюзы настаивают на “чистом” МРОТ и правах работников на “удалёнке”, а Правительство подменяет собой ТК?

Оплата труда

Президент одобрил повышение минимального размера пособия по безработице сразу в три раза

Президент России Владимир Путин на совещании по ситуации на рынке труда поддержал предложение главы Минтруда Антона Котякова увеличить с 1,5 тыс. до 4,5 тыс. руб. размер минимального пособия по безработице для россиян, которые не имели подтвержденного дохода.

«За помощью в службы занятости обращаются и граждане, у которых нет подтвержденного дохода, достаточного стажа по прежнему месту работы или они вовсе не были официально трудоустроены, такое, к сожалению, бывает», — сказал президент.

По словам президента, в этом случае предусмотрено минимальное пособие в размере 1,5 тыс., однако этого мало. «Поэтому давайте с 1 мая текущего года, то есть задним числом, увеличим минимальное пособие по безработице втрое», — сказал Путин. Он добавил, что в таком объеме пособие будет выплачиваться в течение трех месяцев, то есть до 1 августа.

Увеличить размер минимального пособия до 4,5 тыс. руб. предложил министр труда Антон Котяков. Он отметил, что в группе безработных, получающих минимальное пособие, оказались те, кто ранее сам создавал рабочие места. Для индивидуальных предпринимателей, которым из-за коронавируса пришлось закрыть бизнес, министр предложил на три месяца установить максимальный размер пособия до 12 130 руб.

Профсоюзы всё сильнее настаивают на исключении из МРОТ доплат и надбавок

Вопрос «О предложениях по внесению изменений в Трудовой кодекс РФ (в части состава минимального размера оплаты труда)» зафиксирован в плане работы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений до конца июня, подтвердили «Известиям» в аппарате вице-премьера Татьяны Голиковой.

Предлагается уточнить, что именно базовый оклад должен быть не ниже минимального размера оплаты труда, а не заработная плата, в которую включены различные надбавки, пояснил секретарь Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Олег Соколов. Месячная зарплата за полную норму рабочего времени не может быть ниже МРОТ и сегодня. Однако Трудовой кодекс не запрещает включать в эту сумму компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Таким образом, в стране есть люди, чей оклад ниже МРОТ.

Напомним, 7 декабря 2017 года Конституционный суд постановил, что «федеральный законодатель правомочен при совершенствовании законодательства в сфере оплаты труда учесть сложившуюся в системе социального партнерства практику определения тарифной ставки и оклада первого разряда не ниже МРОТ, установленного федеральным законом». То есть в законах необходимо более четко отразить, что именно тарифная ставка и оклад, а не зарплата не могут быть ниже МРОТ.

Однако до сих пор этого не сделано. Чтобы выполнить решение Конституционного суда, необходимо изменить положения статей 133 и 133.1 Трудового кодекса, заменив понятие «месячной заработной платы» на «вознаграждение за труд».

Правовой департамент ФНПР разработал законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». А именно: часть 3 статьи 133 ТК предлагается изложить в следующей редакции: «Минимальный размер месячного вознаграждения за труд в виде минимального размера тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда». В части 11 статьи 133.1 предлагается также заменить термин «месячная заработная плата работника» на формулировку «минимальный размер месячного вознаграждения в виде минимального размера тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника».

Профсоюзы подготовили законопроект о возмещении расходов сотрудников на удалённой работе

Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) разработала законопроект о поправках в Трудовой кодекс, в котором предусмотрено положение о возмещении расходов сотрудника из-за перехода на дистанционную работу. Документ направлен в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). Сейчас многие компании перевели сотрудников на удаленный режим работы в связи с пандемией коронавируса.

В проекте поправок говорится, что на удаленной работе сотруднику нужно возмещать дополнительные расходы, например на электроэнергию, интернет, телефонную связь, компьютерные программы. Документ также предусматривает внесение в Трудовой кодекс статьи о временной удаленной работе. Согласно ей, для изменения трудового режима нужно оформить дополнительное соглашение между работодателем и сотрудником. В нем должны быть обозначены порядок и сроки возмещения расходов работника, возникших на удаленке.

В законопроекте указано, что зарплату сотрудника на удаленке нельзя снизить, если он выполнил работу. Кроме того, предлагается выделить категории людей, имеющих преимущественное право перейти на удаленный режим работы.

В пресс-службе Министерства труда и социальной защиты подтвердили получение проекта. Там заявили, что в целом поддерживают урегулирование спорных вопросов, связанных с организацией удаленной занятости, однако консультации по поводу конкретных норм еще продолжаются.

Правительство на период пандемии наделяет себя более широкими полномочиями в трудовой сфере

Госдума 22 мая приняла закон, направленный на “обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции”. Это уже третий пакет решений, инициированный президентом и правительством со времени объявления в стране эпидемии коронавируса.

Казалось бы, ничего нового, но на этот раз в документах содержится норма, позволяющая правительству самостоятельно, фактически в обход Трудового кодекса, регулировать трудовые отношения во время эпидемии.

Как сообщает “Солидарность”, профсоюзная сторона РТК выступала категорически против такой нормы, но, как было сказано, она все рано была принята. Вроде бы на время, и вроде бы с ограничителем.

О новых мерах поддержки бизнеса и населения в период коронавирусной инфекции президент Путин объявил 11 мая. При этом соответствующий пакет документов был подготовлен правительством сильно заранее: судя по электронной базе ГД, его внесли на рассмотрение еще 7-го числа. А уже на следующий день после выступления президента, 12 мая, Госдума обсуждала проект в первом чтении. 22 мая закон был принят окончательно. Для депутатского корпуса молниеносное принятие президентских инициатив не является чем-то из ряда вон выходящим, но эти одиннадцать дней все же тянут на рекорд.

Сами меры поддержки выглядят довольно привычно: адресная раздача денег отдельным категориям граждан и некоторые налоговые и административные поблажки для бизнеса. Так, предусматривается единый размер пособия по уходу за ребенком для безработных. Оно будет выплачиваться на каждого ребенка и составит 6752 рубля (то есть станет примерно вдвое больше, чем сейчас).

Еще один пункт поддерживает арендаторов из наиболее пострадавших отраслей экономики: можно будет до 1 октября в одностороннем порядке отказаться от договора аренды и не возмещать убытки арендодателю. Однако речь идет только о  малом и среднем бизнесе. Кроме того, таким бизнесменам регионы теперь смогут оказать помощь в виде отсрочки выкупных платежей (для лизингополучателей с правом выкупа объекта сделки) на срок от полугода до года. Также предусмотрена поддержка самозанятых граждан. Они получат выплату в размере МРОТ (12 130 рублей). Ее можно будет использовать для уплаты новых налогов или для погашения задолженности по ним. Кроме того, доплаты работникам социальных учреждений за период с 15 апреля по 15 июня (в связи с возросшей нагрузкой) будут освобождены от НДФЛ.

Напомним, врачам из соцучреждений установлена доплата в сумме 40 тыс. рублей за двухнедельную смену и 60 тыс. рублей при непосредственном лечении больных коронавирусом. Для социальных и педагогических работников, среднего медицинского и административного персонала доплата составит 25 тыс. рублей (при работе с зараженными – 35 тыс. рублей). Для младшего персонала это 15 и 20 тыс. рублей соответственно, для технического – 10 и 15 тыс. рублей.

Напомним еще раз все меры поддержки введённые в связи с коронавирусом:

Но, внимание: кроме всего прочего, Правительство наделяется правом устанавливать особенности оказания медицинской помощи, сдачи выпускных и вступительных экзаменов, а также – регулировать особенности трудовых отношений.

Последнее предполагает “ручное управление” в обход Государственной думы и Трудового кодекса. Правда, “с учетом мнения” Российской трехсторонней комиссии, но подчиняться РТК беспрекословно правительство себя, конечно, не обязало.

– Учитывая, что мы договорились на Совете Госдумы, что законопроекты из приоритетной повестки мы поддерживаем, не обсуждая, требуется нам проходить процедуру вопросов, выступлений? – обратился 12 мая к коллегам спикер ГД Вячеслав Володин, не находя, кажется, ничего странного в формулировке “поддерживаем” вместо хотя бы “голосуем”. Но договоренность была нарушена.

– У меня будет один, но фундаментальный вопрос к правительству – по поводу бочки дегтя в нескольких ложках меда, – в свойственной ему манере начал первый “нарушитель конвенции”, член комитета ГД по труду Олег Шеин (“СР”). 

– Каким образом у вас в проекте оказалась норма о том, что теперь именно правительство регулирует своими подзаконными актами трудовые отношения? То есть не Трудовой кодекс, не законы, а после совершенно формальной процедуры в РТК правительство определяет: восьми ли часовой рабочий день, как увольнять работников, обеспечивать охрану труда и так далее… (Собственно, в ст. 18 п. “в” законопроекта говорится, что в полномочия правительства входит “установление особенностей правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”.)

Как пояснил замминистра экономического развития Алексей Херсонцев, данная поправка распространяется только на текущий год и “касается [только] разрешительных режимов, чтобы упростить работу в этом году по этим режимам”. Кроме того, чиновник сделал реверанс в сторону Российской трехсторонней комиссии, где “всегда достаточно серьезные дискуссии и сложное проведение решений”.

Корреспонденты “Солидарности” могут подтвердить: да, на заседаниях РТК довольно часто идет жаркая полемика. И да: в результате правительство часто просто игнорирует мнение социальных партнеров. Именно из-за такой практики председатель ФНПР Михаил Шмаков уже несколько раз публично задавался вопросом: а нужна ли нам тогда такая комиссия, и не лучше ли ее распустить? Но вернемся к обсуждению закона. Во время дискуссии об этом пункте сторонники его принятия говорили о том, что регулировать трудовые отношения правительство будет “не всегда, а в экстремальных ситуациях, связанных с чрезвычайной ситуацией и повышенной опасностью”, и что “такая мера как временная возможна только в том случае, если правительство будет учитывать мнение остальных сторон социального партнерства”.

По словам депутата Андрея Исаева, “в том случае, если мы увидим, что это формальность, парламент, разумеется, вмешается в ситуацию, поскольку является высшим законодательным органом, который и определяет трудовые отношения через принятие соответствующих законов”.

Внутри РТК обсуждение данной нормы шло крайне бурно. Так, категорически против нее в рамках РТК выступила Федерация независимых профсоюзов России, сообщила зампред организации Нина Кузьмина. “Сторона комиссии, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, на основании пояснительной записки к проекту федерального закона делает вывод о том, что, по мнению разработчиков проекта федерального закона, участие сторон социального партнерства препятствует правовому регулированию трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Сторона комиссии, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, считает подобное отношение разработчиков проекта федерального закона к сторонам и системе социального партнерства оскорблением и нарушением положений Конституции Российской Федерации”, – говорится в письме.

После этого письма в законопроекте как раз и появились дополнительные слова об учете правительством мнения РТК… В результате 22 мая при третьем чтении за пакет целиком проголосовали 337 депутатов, против – один, двое воздержались. А будет ли что-то реально зависеть от “распределения голосов” в РТК, мы сможем узнать уже совсем скоро.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ФНПР
Вадим Богачев вошёл в состав Генерального совета ФНПР

В состав Генерального Совета ФНПР вошли 181 представитель профсоюзов, делегированный членскими организациями ФНПР. Севастополь в Генеральном Совете ФНПР вновь будет представлять председатель Союза “Севастопольское объединение организаций профсоюзов” Вадим Богачев Кроме того, Съезд принял постановление об образовании Исполкома ФНПР. В составе обновленного Исполкома – 31 человек из числа членов Генерального Совета ФНПР, рекомендованных …

ФНПР
XII съезд ФНПР избрал Председателем Федерации Независимых Профсоюзов России Михаила Шмакова.

Михаил Шмаков вновь возглавил Федерацию независимых профсоюзов России после того, как делегаты XII Съезда ФНПР 4 апреля проголосовали за его кандидатуру. Из более 600 делегатов Съезда абсолютное большинство поддержали Шмакова в ходе открытого голосования. Профлидер выразил благодарность за поддержку, отметив, что присутствие как голосов “за”, так и “против” является признаком …

ФНПР
XII съезд принял Программу ФНПР «За справедливую экономику!»

Программу представила заместитель Председателя ФНПР Нина Кузьмина. Программа ФНПР отражает позицию российских профсоюзов о том, что: ●      справедливая экономика – это, прежде всего, экономика высоких заработных плат, ●      в справедливой экономике все трудящиеся должны иметь равные права и гарантии в сфере труда независимо от формы занятости, ●      система обязательного социального …